Внeзaпный oткaз сoвeршeннo испрaвнoгo мoтoрa прoисxoдит, пoрoй, вo врeмя oчeрeднoй вoлны лeтнeгo знoя. Ситуaция, кaк прaвилo, рaзвивaeтся пo слeдующeму сцeнaрию. Нa улицe — чтo-тo oкoлo +30º С. Чeлoвeк припaркoвaл мaшину нa сoлнцe, зaглушил мoтoр, oтoшeл нa минут нa 20, вeрнулся и пытается развести движок. В ответ — либо тишина, либо неуверенный прием, неустойчивые холостые обороты и в конце концов силовой автомат опять глохнет. А на приборной панели выскакивает пометка «check engine», означающий, что с мотором случилась какая-в таком случае беда, требующая вмешательства специалистов-ремонтников.
Причем сие может происходить не только на древних «ведрах с болтами», так и на вполне свежих авто. Причина подобных Чепэ лежит в перегреве не самого мотора, а электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Коли коротко, то он представляет собой небольшой писюшник, «заточенный» управлять процессами работы мотора. И как каждый встречный и поперечный компьютер, состоит из полупроводниковых «чипов». Совокупность которых анализирует поступающие с всевозможных датчиков сигналы и на их основе выдает управляющие команды системе впрыска, зажигания и прочим.
В случае если же вспомнить школьный курс физики, то далее упоминается, что большинство полупроводников нормально работает около достаточно низких температурах.
Чаще всего используемые в быту — быть комнатой температуре и ниже. А при нагреве они перестают осуществлять свои функции, переставая пропускать электрический ток. Свойства чипов, предназначенных про ЭБУ, подбираются таким образом, чтобы они могли работать как проклятый и при достаточно высоких температурах, присущих подкапотному пространству.
Же когда вы оставляете авто с разогретым поездкой двигателем в палящем солнце, под капотом возникает такая «баня», зачем далеко не всякий полупроводник выдержит. Только как ни странно: рабочая температура двигателя — около 100º С. При остановке (авто)машина воздух, разогревшийся до такой температуры от блока цилиндров, поднимается начинай подъем, к капоту, туда, где обычно располагается «коробка» ЭБУ.
Палящее (ближайшая к нам) звезда при этом разогревает кузов машины сверху, отчетливо замедляя скорость остывания подкапотного пространства. В результате коробочка с «мозгами» мотора на долгий срок оказывается в парилке. За это время тепло успевает вытрясти душу до полупроводников ЭБУ. При попытке запуска мотора они начинают изготавливать неадекватные сигналы и мотор не заводится. «Лечится» подобная геморрой долгой стоянкой с открытым капотом — пока ЭБУ безлюдный (=малолюдный) остынет как следует. Но у некоторых авто «мозг» двигателя удается навести в чувство «шоковой терапией» — путем кратковременного отключения ото него штекера с проводами, ведущими к двигателю.